Подобно тому, как компания Starbucks совершила революцию в кофейном бизнесе, превратив светскую привычку посиделок за чашечкой кофе в рядовое событие, группа дизайнеров из Ланздауна поставила целью изменение стиля автомоек. Теперьавтомойки напоминают станции поездов, городские площади и изящные здания Викторианской эпохи.
В 1999 году Том Мэгэззин, производитель компьютеров с 38-летним стажем, решил занятьсяавтомоечным бизнесом, начав с автомойки самообслуживания с автоматическими кабинками. Оценив ситуацию на рынке автомоек, он пришел к выводу, что эта отрасль созрела для новаторских идей. "Я увидел возможность усовершенствования дизайна автомоек от просто функционального до более привлекательного для посетителей", - говорит он. Он основал Ассоциацию производителей услуг для автомоечных станций (SAWSG) в г. Ланздауне, штат Вашингтон, предоставляющую услуги по дизайну для нового поколения автомоек.
Первые шаги
В 2001 году Мэгэззин приступил к осуществлению концептуального дизайнерского проекта для автомоечной станции в историческом городе Лисбурге, штат Виржиния. Эта автомойка, открытая в 2004 году, уникальна своей огромной площадью в 1300 квадратных метров и дизайном, делающим ее похожей на железнодорожный вокзал Викторианской эпохи. Площадка автомойки, в строительство которой было вложено 5,5 миллионов долларов, разделена на две части. Одно здание содержит пятидесятиметровый тоннель для внешней мойки, а другое - три отдела для дополнительного ухода - дезодорации и натирания полиролью.
Множество огромных окон по обе стороны тоннеля позволяют солнцу проникать внутрь, делая пространство светлым. Стены помещения украшены фресками ручной работы, изображающими сцены Викторианской эпохи. Моечное оборудование спрятано под специальными "масками" из нержавеющей стали.
Отдел дополнительного ухода оснащен тремя конвейерными лентами длиной в 23 и шириной в 3,5 метра. Интерьер помещения дополняют старинные тележки для багажа и мусорные контейнеры из кленового дерева ручной работы. Стены пока что украшены дорожными знаками, но вскоре будут добавлены настенные фрески.
Фойе украшено старинными железнодорожными плакатами, возвращающими посетителя в начало 19 века. Дорожные знаки содержат причудливые изображения кондукторов поездов, выполненные известным художником-фольклористом. В фойе также прокручиваются кассеты с популярными детскими мультфильмами: "В поисках Немо", "Подводная братва" и др.
Мойка окружена пышным растительным ландшафтом с более чем 1000 растений и деревьев, а также крытым павильоном для отдыха посетителей во время мойки машин. Авомоечная станция была открыта в декабре 2004 года. За первый год работы количество посетивших мойку машин превысило 100000 при цене билета в 19$ за 1 обслуживание Население Лисбурга - 30000 человек, а количество машин, проходящее через нее в день, переваливает за 14000. "Люди говорят, что никогда ранее такого не видели",- заявляет Мэгэззин. "Новый подход к обслуживанию и сногсшибательный дизайн заставляет людей пользоваться услугами именно этой автомойки даже если они живут в 50 км от нее.
На конкурсе архитектурных достижений в Лисбурге этой автомойке была присуждена особая награда; она также выиграла первый приз Лауденского графства. Но что самое главное - она привлекла внимание крупных инвесторов.
Слава распространяется
Успех автомоечной станции заметили не только ее клиенты, но и инвесторы, от которых стали поступать вопросы об автомоечном бизнесе и предложения о сотрудничестве. "Большинство из них садятся за стол переговоров будучи уже искушенными инвесторами",- объясняет Мэгэззин. "Люди видят потенциал станции, отклик клиентов и подумывают о том, чтобы вложить деньги в развитие аналогичного проекта. Их интересуют крупные проекты в размере от 4 до 8 миллионов долларов. То есть речь идет о достаточно крупных инвесторах, которые обычно вкладывают деньги в торговые центры, квартиры или здания под офисы", - говорит Мэгэззин.
Том Мэгэззин работал в команде с Дитером Мейером, вице-президентом проектировочной фирмы В.А. Браун & Co в городе Стерлинге, штат Вашингтон, помогая владельцам автомоек в развитии их проектов. "Мы строим автомойки нового поколения", - говорит Мэгэззин. Подобно бизнес-модели, используемой компанией Starbucks, метод SAWSG состоит в изучении комплексного подхода к процессу мойки машин с целью сделать его более удобным для посетителей. Здесь берется в расчет все: качество обслуживания, дизайн, архитектура помещения, ландшафтная архитектура. Цель - объединить элементы, которые заменили бы восприятие клиентом автомойки как неприятного рутинного занятия на позитивный опыт.
Функциональность
Одна из вещей, которые прежде всего бросились в глаза Мейеру когда он только начинал заниматься автомоечным бизнесом, - это слабое оформление некоторых автомоек. "Во многих из них расположение оборудования и само построение пространства помещений было неоптимальным. И в большинстве случаев это происходило из-за того, что владельцам автомоек чужды были различные инженерные и дизайнерские дисциплины", - утверждал он. Первым его шагом было соединение функциональности с интересным оформлением применительно ко всему процессу ухода за машиной.
Компьютерное прошлое Мэгэззина и опыт по части автоматизации технологических процессов помогли ему в совершенствовании этих процессов. "Автомойки - по-настоящему уникальные объекты с точки зрения архитектуры, структуры, сантехники, электричества",- говорит он. Мэгэззин проводит огромное количество времени исследуя скорость обслуживания автомобилей, наблюдая за тем, как их собирают вместе, загружают в конвейеры и размышляя над тем, как автоматизация этих процессов могла бы увеличить производительность. В его планы входит автоматизация всех "послемоечных" услуг по уходу за автомобилем по принципу единой поточной линии, - в качестве альтернативы традиционному комплексному уходу, когда автомобиль отгоняется из моечной установки на другое место для выполнения дополнительных операций по уходу.
"Если кто-то инвестирует несколько миллионов долларов в оборудование для подобных услуг, оно должно быть способно обрабатывать довольно большое количество машин за определенный отрезок времени для обеспечения приемлемой отдачи от вложений", - говорит Мэгэззин,- "Это оборудование должно обладать мощностями, которых хватит на помывку и дополнительную обработку не менее чем 200000 машин в год". Команда SAWSG исследует то, каким образом производится обслуживание автомобилей, и то, как спланированы размеры помещения и место размещения автомоек. Архитекторы разрабатывают внешний дизайн здания, дизайн интерьера и расположение оборудования. "Мы ищем пути автоматизации каждого процесса, стремясь использовать труд рабочих по минимуму", - говорит Мэгэззин.
К примеру, на Лисбургской автомоечной станции функция дополнительного ухода была полностью автоматизирована при помощи специального оборудования с конвейерной лентой шириной в 3,5 метра и непрерывным воздействием химических препаратов, что способствует более точному, аккуратному обслуживанию.
Немаловажно правильно организовать обслуживание машин на первом этапе мойки. "Если вы собираетесь вымыть 200 автомобилей в час, задумайтесь над тем, как вы будете собирать с посетителей деньги за обслуживание", - говорит Мэгэззин.
Дизайн
У компании SAWSG три проекта находятся в стадии развития. И хотя все они располагаются в районе Вашингтонского метро, к компании часто обращаются инвесторы из Каролины, Флориды и Техаса, намеревающиеся построить нечто похожее в своих регионах.
Стоимость проектов по дизайну может включать до 8 млн. долларов за услуги различных фирм и специалистов, принимающих участие в их разработке. Дизайн этих проектов абсолютно разный. "Мы стараемся найти особое место для расположения автомойки, которое вдохновило бы нас на запуск проекта", - говорит Мейер.
Некоторые элементы дизайна Вольдорфской Автомойки навеяны архитектурой автобусных станций периода арт-модерна 1930х годов. Стиль этого периода сочетает вертикальные линии, легкость и устремленность ввысь, свойственные готическому периоду и простоту модернизма. Особенность дизайна этой автомойки составляют закругленные углы, наличие стеклоблоков и металлических панелей, делающих образ здания очень футуристичным, космическим.
Автомойка на главной площади напоминает главную улицу небольшого американского городка начала 19 века. "Постройка окружена неким подобием сельской местности со старыми конюшнями и сараями", - говорит Мейер. "Теоретически мы могли бы найти готовое здание такого типа и отреставрировать его, но мы специально использовали этот архитектурный стиль как основу для дизайна нового здания максимально близкого духу эпохи". В результате получилась конструкция, которая как раз и выглядит как отреставрированная постройка конца 19 века.
Автомойка Даллас-28 отличается современным дизайном, гармонирующим с расположенными рядом автосалоном Феррари/Масератти и престижным торговым центром. Ультрамодный вид мойке придает стеклянная отделка с металлическими вставками и необычная геометрическая форма здания.
Характерной чертой любого дизайна является использование во всех местах высококачественных материалов, которые использовались в эпоху, к которой приближен стиль помещений. К примеру, верхняя часть Лисбургской автомоечной станции имитирует шиферную крышу. Над традиционными окнами с деревянными рамами находится верхний ряд окон, делающих помещение еще более светлым. Мэгэззин воспользовался фотографиями старых вокзалов в качестве образцов для более точного исполнения своего замысла.
Переход на новый уровень
"Индустрия автомоек сейчас переживает второе рождение благодаря появлению нового поколения инвесторов с более гибким мышлением, открытым для новых идей",- говорит Мэгэззин. Плюс к тому, промышленные компании все чаще проявляют интерес к развивающимся технологиям, имеющим хотя бы какое-то отношение к автомоечному бизнесу. К примеру, SAWSG затратил много усилий на включение очищенной воды в состав химических средств, используемых в работе. Сейчас, замечает он, главный гигант водопроводной промышленности занимается развитием специальных систем для применения их в автомоечном бизнесе.
Мэгэззин также замечает, что все больше людей теперь расценивают перспективу работы в автомоечном бизнесе как постоянную, нежели как временную работу.
"Мы также делаем попытки внедрения в систему управления более сложного менеджмента", - говорит он. Двое менеджеров на Автомоечной станции имеют сертификаты об окончании колледжа. Работники теперь расценивают работу на автомойке как полноценную веху в карьере, а не как способ быстро заработать деньги во время поисков лучшей работы.
Инвесторы, которые считают помещения для жилья или под торговые центры выгодным вложением денег сейчас присматриваются и к строящимся автомойкам. А люди вскоре будут считать посещение автомойки таким же приятным времяпрепровождением, как и посиделки в кофейне Starbucks.
Источник: http://avtomoika.com/articles/deal/revolution.html |